Нарушение речи

Содержание
  1. Причины и виды нарушения речи у взрослых
  2. Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых
  3. Причины нарушения речи у взрослых
  4. Типы речевой дисфункции
  5. Диагностика заболевания
  6. Лечение
  7. Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых
  8. Речевые отклонения у взрослых людей
  9. Симптомы речевых нарушений у взрослых
  10. Формы нарушения речи
  11. Почему может нарушаться функция коммуникации
  12. Терапия речевых нарушений
  13. Чем поможет врач
  14. Как можно помочь в домашних условиях
  15. Нарушение речи у детей
  16. Признаки задержки развития
  17. Диагностика патологии
  18. Причины нарушений
  19. Формы нарушений речи
  20. Терапия речевых нарушений у детей
  21. Нарушение речи у взрослых
  22. Изменение темпа
  23. Заикание или логоневроз
  24. Афазия
  25. Дизартрия
  26. Мутизм
  27. Дисфония
  28. Нарушение речи у взрослых – причины и виды заболевания
  29. Причины нарушения речи
  30. Виды нарушений речи
  31. Симптоматика
  32. Методы лечения
  33. Способы лечения нарушений речи в домашних условиях
  34. Профилактика
  35. Дополнительные рекомендации врачей и полезные советы для борьбы с нарушениями речи

Причины и виды нарушения речи у взрослых

Нарушение речи

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая – импрессивная.

Вторая – экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

ИмпрессивнаяЭкспрессивная
  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом – мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение ого тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Пациент с инсультом (фото: availclinical.com)

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Пациентка с потерей голоса – афонией (фото: physiatrics.ru)

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  •  Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Доктор оториноларинголог проводит осмотр пациентки с речевыми нарушениями (фото: dmu-medical.com)

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

Транскраниальная микрополяризация (фото: axis-nsk.ru)

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к врачу логопеду.

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам:

  • неврологу;
  • лору;
  • терапевту;
  • логопеду.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/37-narushenie-rechi-u-vzroslyx.html

Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией.

Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение ых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений ых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность ого аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная ая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или ых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только ые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области ых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к ым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение ых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Нарушение речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и ого аппарата.

Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании.

Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога. Записаться на прием

Первичная консультация – 3 200 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Повторная консультация – 2 000 руб.

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную.

К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, –
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа.

Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги.

Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна.

Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает.

Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие.

Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией.

При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание).

Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
  • псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
  • экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
  • мозжечковая — «скандированная» речь;
  • полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.

Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.

Мутизм

Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=oUD-3jlhm24

Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме.

Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук.

Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Дисфония

Расстройство, при котором голос теряет звучность. Бывает при респираторных инфекциях, болезнях ых связок, опухолях. Это профессиональная болезнь певцов, преподавателей, публичных личностей.

Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.

Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 (495) 788-33-88

Источник: https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-rechi/

Нарушение речи у взрослых – причины и виды заболевания

Нарушение речи у взрослых - причины и виды заболевания

Нарушение речи в любых проявлениях вызывает у обладающего им определенный дискомфорт: тяжело выражать свои мысли, не всегда окружающие адекватно реагируют на явные дефекты, затруднена социальная адаптация.

Первые проявления данного заболевания возникают уже в раннем детстве, с годами они могут развиться в серьезные психологические проблемы. В эту группу специалисты включают несколько подвидов патологий, с разными причинами и проявлениями.

Объединяет их одно: люди с такими отклонениями испытывают сложности с коммуникацией.

Причины нарушения речи

Специалисты разделяют детские и взрослые проблемы произношения. Чаще всего в первом случае речь идет о легких стадиях заболевания, в то время, как в более зрелом возрасте нарушения нормального функционирования систем человеческого организма обусловлено иными причинами, протекает в более тяжелой форме. Обобщенно нарушения классифицируют по 2 типам:

  • органические – вследствие полученных травм головы, ушибов, повреждения органов артикуляции (языка, неба, губ, зубов), расстройства центральной нервной системы, слухового аппарата;
  • функциональные – чаще всего возникают под воздействием внешних факторов (стресса).

К проявлениям 1 типа приводят перенесенные инфицирования, опухоли мозга, кровоизлияния (инсульты), закупорки сосудов, родовые травмы.

Нарушения в преклонном возрасте развиваются на почве болезни Альцгеймера, Паркинсона, параллельно возникают проблемы с памятью, психоэмоциональные расстройства.

Некоторые лекарства могут вызвать индивидуальную реакцию (снижение слухового порога восприятия), что также сказывается на нарушениях речи.

К факторам, влияющим на развитие дисфункции речевого аппарата, относят эпилепсию и алкоголизм, а также перенесенные ДЦП или инфекции (менингиты, энцефалиты, болезнь Лайма). Нередкими являются случаи нарушений речи при локальных поражениях мозга.

Функциональные расстройства чаще всего являются прямыми следствиями сильного потрясения, умственной отсталости, невылеченных детских патологий, психических состояний (испугов, истерий), воздействия медикаментов (антидепрессантов, транквилизаторов), наследственной предрасположенности.

Важно. Специалисты отмечают случаи наслоения причин функционального и иного характера, провоцирующих развитие нарушений темпа, характера речи. Часто после детального обследования у таких пациентов диагностируется органическое повреждение.

Виды нарушений речи

Нарушения речи у взрослых, их причины и виды разделяют в зависимости от симптомов, а также характерных проявлений. К ним относятся: афазия, алалия, брадилалия, дизартрия, дизорфография, дисграфия, дислексия, дислалия, а также заикание и задержка речевого развития.

Афазия – это нарушение речи, связанное с повреждениями отделов мозга или нервных связей между ними.

При акустико-гностической разновидности корковый центр анализа/синтеза информации (область Вернике) не может адекватно обрабатывать поступающие данные, а также создавать на их основе импульсы в речевом аппарате.

Практически всегда выражается в проблемах со счетом, письменными навыками, речью. Определяется при диагностировании мозга и сосудов методами МРТ, в результате комплексного обследования у логопеда, невролога, ЛОРа.

При акустико-мнестической афазии пациент страдает нарушениями слухоречевой памяти – плохо говорит, тщательно подбирая слова, путается и останавливается. Методы диагностики такие же, как и в предыдущем случае.

При развитии заболевания на фоне возрастных изменений или перенесенных травм возникает расстройство ранее сформированных речевых навыков: больной, нормально разговаривавший до этого, начинает испытывать трудности с поддержкой диалога, составлением простых предложений.

Эфферентно-моторная форма проявляется в падении речевой функции, смещениях фонем (твердых-мягких, звонких-глухих), нарушении правильной артикуляции. Определяется при МРТ мозга, логопедическом обследовании.

Алалия выражается в серьезных проблемах с вербальным общением: от небольших проявлений до полного отсутствия речи. Связана она с повреждениями речевого центра коры мозга, случившимися в период внутриутробного развития, либо же в возрасте до 3 лет.

Для данного заболевания характерны: задержка нормальных речевых реакций, скудный запас слов, трудности с пониманием структуры слова (разделение на слоги), ошибки в произношении фонем.

Обследование проводят логопед и невролог, они же рекомендуют методы коррекции.

Смещение темпа, или брадиларию, можно узнать по замедлению разговора, задержке при письме и чтении. Еще один явный пример болезни – монотонное, слабомодулированное произношение, нечеткая артикуляция. Обследование проводится комплексно, с привлечением логопеда и психолога.

При дизартрии поражены речедвигательные функции в анализаторе мозга, а также система управления мышцами артикуляционной группы. Одновременно страдают моторика, дыхание, тембр и сила голоса. Диагноз ставится на основе электрограмм и магнитно-резонансной томографии мозга, логопедического тестирования, упражнений на устную и письменную речь.

Расстройство орфографических навыков при письме, не связанное с осознанием правил написания (произношения) называется дизорфографией. Больной делает специфические ошибки, которые выявляются при диктанте и устном общении.

Частичными нарушениями письма страдают и пациенты с дисграфией, у которых недоформированы (нарушены) психические связи, отвечающие за процессы контроля/реализации письменной речи.

Дислектические проявления характеризуются сбоями навыков чтения, замещениями фонем, замедленным (побуквенным) прочтением, трудностью восприятия прочитанного материала.

При дислалии пациенты сохраняют нормальную работу органов слуха, но не могут четко, с сохранением правильной артикуляции, произносить звуки. Иногда повреждения затрагивают челюстной отдел (неправильный прикус, строение зубов), что может быть обнаружено при стоматологическом осмотре.

Задержки развития речи впервые начинают проявляться на ранних этапах развития человека (до 3 лет включительно). Проявляются в бедном словарном запасе (меньшем, чем положено по возрасту), монотонной, безэмоциональной речи.

Заикание – это нарушение темпо ритмической организации речи со спазмическими, внезапными мышечными конвульсиями артикулярного аппарата, гортани, при которых больной прерывается на цикличном повторении определенного звука (иногда группы).

Важно. Большинство нарушений могут быть выявлены в результате комплексного обследования у различных специалистов, с проведением томограммы мозга (других способов диагностики). Применение отдельных методов не позволяет со всей уверенностью судить о заболевании, а также назначить эффективное лечение.

Симптоматика

Понятие нарушения речи включает в себя любые отклонения от нормального звукопроизношения, в том числе изменение темпа, нечеткую артикуляцию, перемещение фонем в слове, бедный словарный запас и другие. Каждое заболевание характерно определенными, знакомыми каждому специалисту симптомами. Выделить из них универсальные, подходящие для всех разновидностей, сложно, а иногда практически нереально.

Поэтому пациенты с прогнозируемыми проблемами речи проходят комплексное медицинское обследование, на основании которого складывается максимально полная картина недуга (и определяются возможные способы коррекции). Очень важно понимать разницу между нарушением экспрессивной речи у детей и такими же проявлениями у взрослых: в их основе могут лежать абсолютно разные причины.

У ребенка дефекты произношения развиваются на фоне перенесенных инфекций или родовых травм, у взрослого – после кровоизлияний, неправильного медикаментозного лечения или регрессивных процессов в головном мозге. При жалобах пациента на проблемы с речью, памятью терапевт направляет его на обследование.

Невролог изучает реакции нервной системы, оценивает их адекватность, отоларинголог определяет состояние органов слуха, гортани, выявляет вероятные патологии. Дополнительное тестирование у ортодонта помогает локализовать проблемы с развитием прикуса (у детей), формированием челюстей и зубов.

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно, могут быть следствиями различных заболеваний.

Необходимо как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, отоларингологу) для полного обследования.

В случае органических повреждений мозга внешние симптомы могут быть слабо выражены, только детальное изучение томограмм, электроэнцефалограмм, МРТ, а также анализов крови позволит поставить точный диагноз.

Методы лечения

Выбор терапии во многом зависит от конкретной ситуации, а также возраста пациента.

Для детей своевременно проведенная коррекция оказывается более эффективной, чем для взрослых (особенно после перенесенных инсультов, на фоне возрастных процессов в организме).

В любом случае большинство пациентов, после прохождения курса лечения, будут чувствовать себя гораздо лучше, смогут вернуться к нормальному общению.

Всестороннее обследование и консультация у специалистов по поводу лечения поможет определить основные направления терапии: занятия с логопедом, пластику челюстного отдела, физиотерапию или специальную гимнастику.

В последнее время для стабилизации результатов и повышения эффекта лечения применяют сочетание нескольких методик: медикаментозной, массажа, лечебной физкультуры, психотерапевтических сеансов. Для ликвидации тяжелых дефектов проводят хирургическое вмешательство, а уже после этого приступают к активной терапии.

Способы лечения нарушений речи в домашних условиях

Терапию допустимо проводить и в домашней обстановке – нет ничего сложного в логопедической гимнастике, приемы которой покажет врач. Как для детей, так и для взрослых с нарушением речи характерно стремление к замкнутости, изоляции.

Первый шаг на пути к победе – полноценное общение, создание у пациента (особенно маленького) ощущения, что он не является изгоем, повышение его самооценки.

Меньше газет, телевизора и мультимедийных развлечений, больше – обычных человеческих разговоров.

Психологически важно при нарушениях в построении предложения с косвенной речью не одергивать говорящего, не делать ему замечания, а пытаться понять, терпеливо выслушивать то, что он пытается сказать.

Профилактика

Для взрослых универсальных профилактических мер не существует, специфика нарушений речи, зачастую связанных с поражением сосудов (отделов) головного мозга, не позволяет каким-либо образом прогнозировать развитие нарушений речи.

У детей прогнозы более благоприятные, поскольку всегда существует вероятность с помощью грамотной коррекции свести влияние дефектов к минимуму (иногда на 100 % избавиться от них).

Большую роль при этом играет социальная среда: с кем ребенок общается, на каком языке говорят в семье, достаточно ли внимания ему уделяют взрослые, не испытывает ли он стресс или потрясения.

Важно. Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем с запоздалым лечением дефектов артикуляции, повысит шансы на благоприятный исход.

К биологическим факторам относят состояние матери в период беременности – питание, прием медикаментов, интоксикации, наследственность – все то, что может повлиять на проявление нарушений речи.

Дополнительные рекомендации врачей и полезные советы для борьбы с нарушениями речи

Современный человек чаще проводит время в интерактивной среде, заменяя нормальное общение суррогатным.

Это негативно сказывается на его речевых навыках, манере поведения, мозговой деятельности, культурном уровне и на формировании личности в целом.

Особенно опасны такие тенденции у детей: малыши с детства привыкают к многочасовому сидению у компьютера или телевизора, что ухудшает зрение и осанку, приводит к гиподинамии, набору лишнего веса.

Другие причины, например, нарушение акцентологических норм в речи близких не должны оказывать существенного влияния, если ребенок много читает, постоянно пополняет свой словарный запас и полноценно общается со сверстниками.

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Хорошее самочувствие
Добавить комментарий