Ринолалия: симптомы и лечение

Содержание
  1. Ринолалия
  2. Классификация ринолалии
  3. Симптомы ринолалии
  4. Коррекция ринолалии
  5. Прогноз и профилактика ринолалии
  6. Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение
  7. Виды ринолалии
  8. Причины возникновения
  9. Симптомы ринолалии
  10. Диагностика нарушения
  11. Методы коррекции
  12. Профилактика и упражнения
  13. Ринолалия – симптомы, причины, лечение и диагностика
  14. Классификация заболевания
  15. Причины ринолалии
  16. Признаки ринолалии
  17. Диагностика ринолалии
  18. Как лечить ринолалию
  19. Ринолалия
  20. Причины
  21. Симптоматика
  22. Классификация
  23. Профилактика
  24. Диагностика
  25. Коррекция
  26. Ринолалия у детей
  27. Причины возникновения ринолалии у детей
  28. Общепринятая классификация ринолалии
  29. Причины возникновения ринолалии
  30. Причины приобретенной патологии
  31. Признаки и симптомы ринолалии
  32. Методы диагностики ринолалии
  33. Коррекция ринолалии
  34. Ранняя коррекция патологии
  35. Самые результативные упражнения для коррекции ринолалии
  36. Профилактические меры и дальнейший прогноз
  37. : Ринолалия, формирование речи

Ринолалия

РинолалияРинолалия: симптомы и лечение

Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия: формы нарушения, причины возникновения и лечение

Ринолалия — это нарушение речи, проявляющееся в искажённом произношении звуков, связанное с дефектами строения и функционирования речевых органов.

Вследствие неправильного строения, в момент формирования звука, струя воздуха струя идёт не в том направлении, что приводит к искажению произносимого звука. Эту функцию обеспечивают мышцы нёба и стенок глотки, которые открывают или закрывают проход в носовую полость.

При этом голос ребёнка может приобрести гнусавость — кажется, будто он говорит через нос, либо, если воздух идёт только через рот, в речи искажены носовые звуки [м], [н] и гласные — в этом случае говорят о недостатке носового звучания.

Следствием ринолалии является не только искажение звуков. Нарушается письменная речь, ребёнку сложно освоить лексику, грамматику, появляются проблемы психологического характера.

Виды ринолалии

Распространена классификация ринолалии на два вида по причинам появления: органическая — когда идёт нарушение строения речевого аппарата, и функциональная — нарушения функционирования речевого аппарата.

При возникновении ринолалии нарушения могут наблюдаться в носовой или ротовой полости. Поэтому существует три вида ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

Открытая форма наблюдается при постоянно открытом пространстве между ротовой и носовой полостью, когда воздух постоянно идёт через нос. Это приводит к тому, что все произносимые звуки имеют носовой оттенок.

Открытая форма встречается наиболее часто и имеет три подвида:

  1. Органическая открытая ринолалия возникающая на почве имеющихся нёбных расщелин, отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочённого мягкого нёба.
  2. Органическая открытая ринолалия проявляющаяся из-за наличия парезов (неполных параличей) и параличей мягкого нёба.
  3. Функциональная открытая ринолалия.

Закрытая ринолалия наблюдается при наличии препятствия, которое перекрывает пространство для воздушного потока через нос. Поэтому страдает произношение носовых звуков [м], [н], [мь], [нь] и гласных.

Смешанная ринолалия — это соединение двух вышеперечисленных видов.

Если ребёнку ставят диагноз «ринолалия», независимо от формы проявления недуга родители должны сразу обращаться за помощью к специалистам. Наиболее благоприятный прогноз лечения даётся при функциональной форме. Закрытая ринолалия требует больше времени и усилий, способных привести к избавлению от существующих недостатков речи.

Иногда говорят о ринофонии. Под ней подразумевают избыточность носового оттенка голоса, которая возникает в случае недостаточного разграничения ротовой и носовой полости во время произношения звуков.

Причины возникновения

Причины ринолалии могут иметь врождённую и приобретённую природу происхождения. Врождённые причины возникновения ринолалии относятся к детям, имеющим:

  • расщелины (несрастания) мягкого и твёрдого нёба («заячья губа», «волчья пасть» и другие);
  • короткое мягкое нёбо;
  • мышечное образование над корнем языка;
  • параличи или парезы (ослабление) мягкого нёба, проявляющиеся в сложности поднятия и смыкании нёба с задней стенкой глотки;
  • вялость артикуляторных мышц, встречающаяся у часто болеющих деток.

Расщелины могут быть сквозные, которые захватывают не только нёбо, но и верхнюю губу. Они бывают односторонние и двусторонние. Несквозные несрастания бывают полные, значит доходят до области резцов, не затрагивая губы. Неполные расщелины характеризуются тем, что несрастание происходит в небольшом участке, например, только в области мягкого нёба.

Приобретённая форма ринолалии возникает при механических повреждениях тех же участков и лица. Кроме того, заболевание может развиваться из-за опухолевых новообразований блуждающего и языкоглоточного нервов.

Например, функциональная открытая появляется у человека после оперативного вмешательства — удаления аденоидов, различных опухолей и искривлений в области носоглотки, при искривлениях носовой перегородки и образовании полипов в носовой полости. В этом случае воздух практически не попадает в нос либо попадает туда в недостаточном количестве.

Закрытая ринолалия может возникнуть при аденоидах, повышенной функции мышц мягкого нёба, что приводит к изоляции носовой и ротовой полости друг от друга.

Приобретённая ринолалия у ребёнка может появиться в случае, когда женщина на ранних сроках беременности переболела вирусными заболеваниями (гриппом, краснухой, паротитом, дизентерией, токсоплазмозом), имела эндокринные нарушения, употребляла определённые лекарственные препараты, алкоголь и курила во время беременности. Некоторые исследователи отмечают наследственный характер таких аномалий (у дедушки и бабушки были расщелины).

На видео ниже врач очень подробно рассказывает о причинах возникновения и особенностях лечения ринолалии:

Симптомы ринолалии

Симптоматика заболевания зависит от его формы.

При открытой ринолалии у ребёнка происходит нарушение дыхательных функций. Жидкая пища, попадая в нёбную расщелину, вытекает через нос, что значительно усложняет процесс кормления. Кроме того, вдыхаемый уличный воздух не прогревается до необходимой температуры, поэтому дети страдают такими заболеваниями, как отит, пневмония, бронхит.

Вследствие открытой ринолалии, у детей наблюдается разный характер отставания в развитии. Например, такой ребёнок начинает говорить первые слова поздно — обычно после двух лет. Также у детей отмечается выраженная гнусавость голоса, затрудняется произношение звуков. За счёт того, что активным при разговоре является корень языка, а не кончик, дети большинство звуков произносят глухо.

Закрытая ринолалия сопровождается довольно неприятными симптомами — по задней стенке горла постоянно стекает слизь, образовавшаяся в верхних отделах дыхательных путей. Простудные заболевания в этом случае редко протекают без соплей, у ребёнка наблюдается хронический насморк. Нарушения в речи также присутствуют. Например, ребёнок произносит звук [б], а выходит [м].

По утверждению многих специалистов, дефекты речи приводят к развитию астенического синдрома и в некоторой степени влияют на психику ребёнка, такие дети становятся замкнутыми и тяжело идут на контакт.

  • Таким детям свойственно неправильное произношение большинства гласных и согласных звуков, их речь невнятная и невыразительная;
  • Их голос тихий, тембр тусклый и неестественный;
  • Если ребёнок старается тщательно выговаривать звуки, то начинает невольно гримасничать;
  • В младшем школьном возрасте у таких детей всегда возникают проблемы с письмом и чтением.

Диагностика нарушения

Как видите, симптоматика ринолалии сильно пересекается со многими известными заболеваниями. Поставить диагноз не так сложно, как определить вид нарушения. Чтобы точно диагностировать вид, необходимо обратиться к специалисту. Обследование больных проводится разными специалистами в области медицины:

  • челюстно-лицевым хирургом;
  • отоларингологом;
  • неврологом;
  • ортодонтом;
  • логопедом;
  • ортопедом;
  • психологом.

Методы исследования зависят от формы ринолалии. При выявлении различных видов ринолалии особое внимание уделяется рентгеновским снимкам носоглотки.

Чем раньше ребёнку поставят диагноз «ринолалия», тем быстрее можно начать лечение. Проводить коррекцию запущенной формы намного сложнее.

На обследовании у логопеда специалистом проводится оценка строения артикуляционного аппарата, произнесение звуков, понимание и использование слов, наличие аграмматизмов в речи.

Ринолалия (её открытая форма) диагностируется на основании исследования Гутцмана, когда при произнесении гласных звуков [а] и [и] ребёнку попеременно начинают закрывать или открывать носовые ходы. У детей школьного возраста специалист также исследует процессы письма и чтения, которые хорошо показывают наличие и уровень проблемы.

Методы коррекции

Лечение ринолалии включает целый комплекс мер, направленных на максимальное устранение речевых дефектов.

Если ребёнку поставлен диагноз врождённая ринолалия, то коррекция нарушения начинается с устранения дефектов анатомического происхождения. Таких детей с самого рождения начинают кормить с помощью зонда, который подбирают с учётом особенностей расщелины.

Также изготавливают специальный протез — обтуратор, для закрытия несрастания. Этот протез облегчает процессы питания, дыхания и говорения.

Позднее использование обтуратора менее эффективно, поскольку у ребёнка с возрастом начинает закрепляться неправильное положение языка. Обтуратор меняется с ростом ребёнка и используется до момента хирургического вмешательства, без которого, к сожалению, не обойтись.

Хирургическому вмешательству подвергаются челюстно-лицевые нарушения. Гнусавость при открытой ринолалии лечится как до операции, так и после.

Как правило, операция на расщелинах губы проводится на 2–3 месяце жизни ребёнка. Операции на нёбе проводятся после двух лет, если у ребёнка вылезли все зубки. У ослабленных детей оперирование откладывается на более поздний срок или проводится в несколько этапов.

Операции позволяют восстановить целостность речевого аппарата и правильное функционирование нёба.

Профилактика и упражнения

После того как ребёнку будут сделаны все операции по устранению видимых дефектов на лице и на проблемных нёбных участках, лечение вступает во вторую фазу.

На послеоперационном этапе специалисты разного направления проводят закрепление достигнутых результатов и продолжают коррекционную работу. Послеоперационное лечение включает:

  • физиотерапию;
  • ортодонтию;
  • психотерапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Например, логопедом и дефектологом проводится работа, направленная на правильную постановку звуков, формирование фонематического слуха, расширение словарного запаса, развитие грамматических норм, внимания, мышления, памяти.

Также производится постановка произношения проблемных звуков, ротового и носового дыхания. Усилия направлены на избавление от назального оттенка в звучании голоса и формирование лексико-грамматического строя, фразовой речи.

На видео ниже можно увидеть работу логопеда и учителя по вокалу с ребёнком, которому поставили диагноз ринолалия:

Логопедический массаж направлен на размягчение послеоперационных рубцов.

Рекомендуемые врачами упражнения нужно проводить с ребёнком самостоятельно и регулярно, так как пропуск может вернуть его речь на прежний уровень развития. Существует несколько общепринятых упражнений для области язык-щека-губы, которые подходят для всех видов ринолалии:

  • «Удав» — ребёнок складывает язык в трубочку, а затем медленно высовывает его изо рта;
  • «Часы» — широко открывается рот, и язык повторяет движение стрелок часов, двигаясь по губам описывая окружность;
  • «Метроном» — язык движется из одного уголка рта к другому под счёт, при широко открытом рте;
  • «Лиана» — нужно высунуть язык изо рта, пытаясь достать им до подбородка;
  • «Игла» — при закрытом рте, нужно поочерёдно касаться языком внутренних поверхностей щёк.

В случае правильного лечения, постоянного взаимодействия с логопедом и тщательного выполнения всех рекомендаций, можно добиться неплохих результатов, при которых речь ребёнка с ринолалией практически не будет отличаться от речи его сверстников.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/rinolaliya/

Ринолалия – симптомы, причины, лечение и диагностика

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Я

Ринолалия – нарушение речи, при котором искажается произношение звуков и тембр голоса. Нередко для обозначения этого заболевания используют термины «гнусавость», «ринофония», но это выделяет только одну сторону проблемы. Кроме искажения речи ринолалия характеризуется нарушением артикуляции и акустики при разговоре.

Классификация заболевания

Представленное заболевание делится на две основных группы по типу конкретного взаимодействия ротоглотки и носовой полости.

Открытая ринолалия. Данный тип патологии характеризуется свободным сообщением ротоглотки и носовой полости, через которое проходит воздушная струя, что и служит причиной резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия. При таком типе заболевания диагностируется наличие препятствия, которое не дает свободного выхода воздуха через нос. Такая перегородка может находиться на разных уровнях, в зависимости от этого классифицируют закрытую заднюю или переднюю ринолалию.

Смешанная ринолалия. Отличается непроходимостью носа и недостаточно развитым небно-глоточным кольцом – носовые звуки отсутствуют, назальный оттенок тембра также не распознается.

Причины ринолалии

Открытый тип ринолалии может быть врожденным и приобретенным.

В первом случае открытая ринолалии диагностируется у детей с врожденными патологиями физического развития речевого аппарата – расщелина нёба, расщепление верхней челюсти, слишком короткое мягкое нёбо, скрытые расщелины твердого нёба.

Причиной подобных патологий служит сложная беременность – например, перенесенные в период вынашивания краснуха, токсоплазмоз, паротит, грипп. Кроме этого, врачи подчеркивают негативное влияние на развитие плода курения, стрессов. Употребление алкоголя и наркотиков.

Приобретенная открытая ринолалия может развиться в любом возрасте по следующим причинам:

  • травматическая перфорация нёба, рубцовая деформация органов речевого аппарата;
  • удаление аденоидов, парезы мягкого нёба;
  • компрессия при диагностированной опухоли блуждающего нерва.

Закрытый тип ринолалии развивается вследствие искривления носовой перегородки, при имеющихся полипов носовой полости. Задняя закрытая ринолалия может быть вызвана фибромами носоглотки, аденоидами и полипами. В таком случае речь идет об органической формы рассматриваемого заболевания.

Нечасто, но диагностируется и функциональная закрытая ринолалия – после проведенной операции по удалению аденоидов, при неврологических нарушений разной этиологии.

Признаки ринолалии

Врожденная ринолалия открытого типа связана со значительными нарушениями в анатомическом строении органов речевого аппарата.

Поэтому в долингвистический период у детей отсутствуют ясные слоги, стандартный лепет, а собственно речь (даже в искаженном виде) начинает развиваться с 2 лет.

Голос у таких детей тиий, им тяжело произносить шипящие и звонкие звуки, непроизвольно напрягаются мышцы шеи и лица – это приводит к гримасам, которые ухудшают внешний вид пациента.

Обратите внимание: ринолалия врожденного вида сопровождается задержкой психического развития, но не всегда – исключения бывают.

Если наблюдается нарушение произношения глухих звуков, а согласные слышатся отлично, то это признак открытой функциональной ринолалии.

Закрытый тип имеет следующие симптомы:

  • заменяются носовые звуки на ротовые – например, М на Б;
  • искажается тембр голоса – больной разговаривает «глубоко в нос».

Диагностика ринолалии

Диагностирование закрытой или открытой ринолалии происходит после беседы с пациентом. Но для того, чтобы найти наиболее эффективный метод корректирования такой патологии. Необходимо привлекать к диагностике специалистов разных направлений – стоматолог, невролог, психолог, логопед, отоларинголог, ортодонт. К инструментальным исследованиям представленного заболевания относится:

  • рентгенография носоглотки;
  • фарингоскопия;
  • риноскопия;
  • электромиография.

Как лечить ринолалию

Лечение ринолалии н6ачинается с устранения причины ее возникновения – требуется хирургическое вмешательство.

При органической открытой ринолалии требуется операция по исправленипю патологий – убираются расщелины нёба мягкого и твердого, верхней губы. При закрытой ринолалии удаляется препятствие, которое мешает прохождению воздушной струи.

  После устранения причины речь у пациента, как правило, восстанавливается и приобретает стандартные характеристики.

Для детей в послеоперационный период назначаются занятия с логопедом – корректировка произношения необходима регулярная, не только в условиях стационара или амбулатории, но и дома.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/rinolalija

Ринолалия

РинолалияРинолалия: симптомы и лечение

Ринолалия – расстройство, которое связано с артикуляцией, голосообразование. Данная патология обусловлена дефектами строения и функционирования речевого аппарата. У пациента с этим отклонением наблюдается неправильное произношение звуков, гласных и согласных букв, а также фонетическим процессом и письменной речью. Могут отмечаться лексико-грамматическое недоразвитие.

Патология в большинстве случаев диагностируется в раннем возрасте и при первых признаках отклонения родители сразу стараются его устранить.

В такой ситуации может потребоваться помощь отоларинголога, хирурга, логопеда. Коррекция состояния заключается в постоянном занятии, упражнениях.

Иногда может потребоваться хирургическое, физиотерапевтическое или ортодонтическое лечение. С ребенком также могут заниматься и психологи.

Причины

Причины возникновения ринолалии разнообразны и зависят от формы и вида патологии. Необходимо помнить, что устранить данный дефект можно только при помощи профессионалов.

Причины расстройства в зависимости от вида и формы:

  1. Органическая открытый тип ринолалии. Бывает врожденной и приобретенной. Врожденная форма патологии диагностируется у детей с «волчьей пастью» и «заячьей губой», а также при укороченном мягком небе, при отсутствии язычка, при короткой уздечке. Спровоцировать данные отклонения могут:
  • болезнь матери в период вынашивания ребенка, особенно на ранних сроках;
  • вредные привычки в период беременности;
  • неправильное питание, употребление вредных веществ или ядохимикатов;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения эндокринной системы у матери в период беременности.

Самым опасным периодом при беременности считается второй месяц вынашивания.

Приобретенная форма патологии возникает в результате:

  • повреждение неба;
  • травматическая перфорация или рубцовая деформация неба при порезах;
  • паралич.
  1. Функционально открытый тип ринолалии возникает в результате операционного вмешательства по удалению аденоидов. Также отклонение диагностируется после порезов мягкого неба.
  2. Закрытая органическая ринолалия возникает в результате:
  • деформации носоглотки и носовой полости, которая провоцирует неправильное произношение звуков, может даже измениться голос, речь.

Передний тип ринолалии возникает из-за:

  • полипов в носовой части;
  • искривления носовой перегородки;
  • новообразований  в носовой полости;
  • гипертрофии слизистой носа и глотки.

Задний тип ринолалии возникает из-за:

  • фибром носоглотки;
  • аденоидов;
  • полипов;
  • разрастания глоточной непрямой миндалины.
  1. Закрытая функциональная ринолалия возникает из-за:
  • гипертонуса мягкого неба.

Симптоматика

Симптомы заболевания, как и причины, будут зависеть от формы ринолалии. При первых проявлениях заболевания не стоит откладывать лечение и сразу проконсультироваться с врачами, пройти тщательное обследование, особенно в детском возрасте.

Симптоматика открытого органического типа заболевания:

  1. Врожденное расщепление лицевой части. Из-за данного отклонения у малыша с первых дней жизни могут возникнуть проблемы с дыханием, даже приемом пищи.  У таких детей будут параллельно наблюдаться проблемы с весом, так как во время приема пищи все будет вытекать через носовое отверстие. Попадаемый воздух в дыхательные пути не прогревается, поэтому ребенок может заболеть бронхитом, отитом или даже пневмонией. Параллельно данной патологии у ребенка отмечается неправильный прикус, что может значительно исказить черты лица.
  2. Задержка в развитии.
  3. Олигофрения разной степени.
  4. Неврологические нарушения.
  5. Нарушение артикуляции и произношение звуков.
  6. Голос тихий, глухой.
  7. Нарушение письменной речи.
  8. Скудный словарный запас.
  9. Возникновение и развитие психологических отклонений.

Симптоматика функциональной открытой ринолалии:

  1. Нарушенное произношение гласных звуков.

Симптоматика органической закрытой ринолалии:

  1. Нарушенное произношение носовых звуков.
  2. Тембр голоса неправильный.
  3. Нарушенное носовое и ротовое дыхание.
  4. Частые простудные заболевания.
  5. Развитие астенического синдрома.

Груднички с ринолалией не агукают, развитие речи задержано, малыш начинает говорить только к 2 годам, но ничего нельзя понять.

Необходимо понимать, что ринолалия – серьезная патология, которая требует лечения. справиться с данным недугом самостоятельно не получиться, поэтому не стоит отказываться от профессиональной помощи.

Классификация

Ринолалия бывает открытой и закрытой формы, в зависимости от особенностей. Правильно определить вид патологии можно только после тщательного осмотра и общения с пациентом, если это возможно. В зависимости от провоцирующих причин развития эти две формы бывают открытой и закрытой:

  1. Открытая – присутствует открытое сообщение между ртом и носом, поэтому проходит свободно воздух через носовую и ротовую полости при речи, возникает носовой резонанс.
  2. Закрытая – присутствует препятствие, которое делает преграду для выхода воздуха через носовую полость. Бывает передней и задней ринолалией закрытого типа, все будет зависеть от уровня локализации препятствия.

Если у пациента диагностируется непроходимость нома и недостаточное небно-глоточное кольцо, то ставится смешанная ринолалия. При данной форме патологии у пациента нет носовых звуков, он говорит, как «в нос».  

Что касается форм ринолалии, то специалисты выделяют:

  1. Органическую. Возникает из-за непроходимости в носу.
  2. Функциональную. Возникает из-за короткого мягкого неба.

Профилактика

Если лечение патологии было начато своевременно, то прогноз будет удовлетворительным. Отклонение можно устранить в результате использования многих методик, упражнений и логопедических занятий. Эффективность терапии в большей степени будет зависеть от работы врачей и усилий пациента, если это понадобится.

Если необходимо провести профилактические мероприятия среди маленьких детей, то потребуется поддержка родителей и постоянные занятия с малышами. Профилактика ринолалии заключается в предупреждении появления патологии, удалении расстройств функционального характера, а также в устранении анатомических дефектов речевого аппарата.

Диагностика

Диагностика заключается в помещение врача стоматолога-хирурга, отоларинголога, фониатра, невролога, дефектолога, психолога, логопеда и иных специалистов. В обязательном порядке пациенту назначают исследования:

  1. Фарингоскопия – осмотр глотки и зева при помощи врачебного зеркала.
  2. Риноскопия – исследование носовой полости при помощи врачебных зеркал, а также осмотр преддверия и полости носа.
  3. Электромиография – помогает оценить функциональное состояние мышечных тканей, нервов и нервно-мышечной передачи в состоянии покоя и напряжения.

Логопед помогает определить, насколько качественен и подвижен артикуляционный аппарат, наблюдается ли нарушение голоса, какое дыхание у пациента. Также уделяется внимание и таким показателям, как просодика речи, показатели речи и грамматики, фонетические процессы.

На основании полученных результатов осмотра и исследования, врачи создают коррекционно-педагогический и лечебный план ринолалии.

Коррекция

Коррекция данной патологии основывается на комплексном подходе. Хирургическое вмешательство могут совместить с физиотерапией, а также с помощью психотерапевта и логопеда.

При органической форме пациенту назначается операционное вмешательство, которое помогает устранить анатомический дефект лицевой части, провести септопластику, удалить полипы, аденоиды, новообразования в глотке или носу.

При функциональном типе патологии пациенту проводится коррекция дефекта при помощи физиотерапии, логопедии, психотерапии.

Коррекция данного отклонения в детском возрасте должна быть начата при первых ее проявления. Своевременная помощь поможет ребенку к подростковому возрасту достичь положительного результата. Успех терапии в большей степени у детей зависит от профессионализма логопеда, работа которого заключается:

  1. В исправлении неправильного произношения звуков, слов.
  2. В коррекции тембра голоса.
  3. В формировании правильной артикуляции.
  4. В контроле и исправлении дыхания.
  5. В настройке разных видов речи.
  6. В профилактике иных заболеваний речевого аппарата.
  7. В проведении логопедического массажа.
  8. В формировании и расширении словарного запаса.
  9. В формировании слухового внимания, дисциплины.

Также обязательно проводятся артикуляционные упражнения, комплекс которых подбирается индивидуально в зависимости от формы ринолалии запущенности ситуации. После операционного вмешательства тоже проводится логопедическая работа с пациентом. Эффективность коррекции будет зависеть от внешних и внутренних факторов.

Стоит уделить и профилактическим методам, которые заключаются в следующем:

  1. При беременности уделить должное внимание здоровью, исключить провоцирующие факторы и заболевания ринолалии.
  2. В период формирования речи у ребенка стоит сразу устранять анатомические дефекты, обучать малыша правильно произносить слова и звуки, при необходимости заниматься со специалистом.
  3. Чтобы исключить приобретенную форму патологии стоит избегать травмирования лицевой части, носовой полости, инфекционных заболеваний и иных провоцирующих факторов.
  4. Регулярное посещение логопеда с ребенком.

Ринолалия у детей

Ринолалия у детей довольно распространенная патология, которую при правильном подходе можно устранить, поэтому при первых проявлениях отклонения стоит сразу прибегнуть к профессиональной помощи. Бывает нескольких форм и видов, которые имеют свою симптоматику и причины возникновения. Лечение проводится комплексно, при необходимости врач может назначить операционное вмешательство.

:  5 / 5

Источник: http://zubx.ru/zabolevaniya/rinolaliya.html

Причины возникновения ринолалии у детей

Появление дефектов в речи ребенка обуславливается неправильным функционированием носоглоточной системы. Форма ринолалии зависит от характерных признаков недуга.

Общепринятая классификация ринолалии

Врачи делят заболевание на две основные формы: открытую и закрытую. Обе, в свою очередь, размежевываются на органическую и функциональную.

При наличии открытой формы ринолалии воздушная струя может одновременно и беспрепятственно продвигаться сквозь рот и нос. Это становится причиной фонационного носового резонанса. Но, несмотря на это, соединение между ротовой и носовой полостью полноценно открыто.

При наличии закрытой формы ринолалии формируется препятствие, мешающее продвижению воздуха через нос.

Категориальная разновидность заболевания определяется зависимо от уровня размещения перегородки:

  • Задняя. Также причинами образования патологии данного вида может стать и хронический насморк, и наличие полипов.
  • Передняя. Образовывается из-за разрастания аденоидов, что приводит к перекрытию хоаны.

Смешанная ринолалия формируется вследствие комбинирования недостаточности кольца небно-глоточного отдела с непроходимостью носа. Характерным для такой разновидности заболевания является смена оттенка голоса и абсолютное исчезновение носовых звуков из речи ребенка.

Причины возникновения ринолалии

Органическая открытая форма ринолалии (или детская дислалия) бывает врожденной и приобретенной. Первичная (врожденная) ринолалия формируется тогда, когда у новорожденного малыша диагностируют:

  • «волчью пасть» — ущелье в строении твердого и мягкого неба;
  • «заячью губу» — расщепление на поверхности верхней губы или на ее альвеолярном отростке;
  • укороченное мягкое небо;
  • абсолютное отсутствие маленького язычка или его раздвоение;
  • наличие скрытой формы (субмукозной) расщелин в твердом небе;
  • присутствие короткой уздечки языка.

К этим последствиям приводят перенесенные матерью в течение первых месяцев беременности инфекционные недуги (грипп, паротит, токсоплазмоз, краснуха).

Также первичная ринолалия вызывается вредными привычками беременной женщины: курением, приемом наркотиков, употреблением алкоголя.

Для того чтобы снизить риск появления патологий, будущей мамочке следует избегать стрессовых ситуаций и следить за функционированием своей эндокринной системы.

Причины приобретенной патологии

Приобретенная ринолалия открытой формы развивается в случаях:

  • повреждения неба;
  • травматической перфорации;
  • порезов, которые сопровождаются опухолью блуждающего и языкоглоточного нервов;
  • паралича.

Открытая форма функциональной ринолалии чаще всего формируется после хирургического устранения аденоидов. Также такая разновидность заболевания может развиваться и вследствие постдифтерийных порезов на поверхности мягкого неба.

Ринолалия закрытого органического типа возникает из-за анатомических дефектов носоглотки и носовой полости. Это становится причиной серьезных проблем со звукопроизношением. Передняя форма патологии порождается наличием:

  • полипов в полости носа;
  • искривления носовой перегородки;
  • новообразований в носу;
  • гипертрофии слизистых оболочек.

Задняя форма закрытой органической патологии формируется вследствие:

  • фибром носоглотки;
  • наличия полиповых и аденоидных наростов;
  • увеличения размера непарной миндалины глотки.

Формирование закрытой ринолалии функционального типа обуславливается гипертонусом мягкого неба. Он препятствует продвижению воздушной струи сквозь носовую полость. Этот тип патологии наблюдается при невралгических отклонениях, аденоидэктомии или при имитации гнусавости другого человека.

Признаки и симптомы ринолалии

Вариация речевых дефектов отличается зависимо от формы заболевания. Например, при вторичной открытой органической ринолалии наблюдаются следующие проблемы:

  • новорожденный имеет недостаток веса;
  • сбои в работе дыхательной системы;
  • проблемы, связанные с грудным вскармливанием и самостоятельной едой ребенка от 2-х лет;
  • ребенок имеет врожденные ущелья лица и опущенное верхнее веко;
  • задержки в речевом развитии (свои первые слова малыш произносит в возрасте около 2-х лет);
  • наличие маленького запаса слов;
  • тихий говор;
  • гиперрефлексия;
  • непроизвольное гримасничество в процессе общения;
  • олигофрения;
  • склонность к заболеванию отитом, бронхитом, пневмонией.

Закрытая ринолалия характеризуется такими признаками:

  • сменой тембра голоса, появляется его неестественность и тусклость;
  • трудностями с выговариванием носовых звуков;
  • проблемами, возникающими в процессе общения с другими людьми;
  • наличием постоянного дыхания через рот;
  • проблемами во время письменной деятельности (дислексия, дисграфия);
  • скупым словарным запасом;
  • формированием астенического синдрома и малой хореи.

Имея открытую форму функциональной ринолалии, ребенок испытывает трудности в произношении гласных звуков. А при наличии закрытой органической формы недуга у него искажается произношение согласных звуков: малыш меняет звук «м» на «б», «н» на «д» и т. д.

Методы диагностики ринолалии

Сразу же после того как у ребенка выявлены вышеперечисленные признаки, следует отвести его на консультацию к врачу. Так как причины появления заболевания очень многообразны, то проблемой его диагностики занимается обширный круг специалистов: невролог, психолог, отоларинголог, дефектолог, ортодонт, челюстно-лицевой хирург.

При первичной диагностике врач подробно рассматривает историю болезни и анамнез ребенка. Особое значение в этом деле имеет и информация о протекании беременности. На основе всех данных можно выяснить форму заболевания и его причины. Далее, проводят физикальный осмотр. Он позволяет определить внешние нарушения.

После этого приступают к логопедическому осмотру. Во время этого врач обследует артикуляционный аппарат, дыхание и голос ребенка. В процессе такого исследования необходимо проверить и правильность произношения всех звуков. У детей в возрасте от 6-ти лет проверяют навыки чтения и письма.

Бывают случаи, когда для установления источника патологии используют инструментальные методы:

Проведение фарингоскопии

  • рентгенографию носоглотки;
  • фарингоскопию;
  • риноскопию;
  • электромиографию;
  • КТ и МРТ.

С целью диагностирования открытой формы ринолалии применяют методику Гутцмана. Малыша просят поочередно выговаривать звуки «а» и «и». Во время этого доктор открывает и закрывает носовые проходы. При наличии патологий крылья носа вибрируют, а при закрывании ходов слышится сильное заглушение звуков.

Коррекция ринолалии

Для лечения ринолалии применяется целый комплекс мероприятий. В их число входят:

  • Оперативное вмешательство. Способствует коррекции анатомических дефектов.
  • Ортодонтическое устранение. Также этот метод способствует и предупреждению повторного искажения верхних челюстей.
  • Лечебная гимнастика.
  • Оториноларингологическая санация. Предотвращает проблемы, вызывающие повреждение слуха.
  • Услуги психотерапевта.

Начинать лечить детскую ринолалию необходимо в как можно раннем возрасте. Желательно чтобы этот процесс был окончен еще до начала подросткового периода.

Ранняя коррекция патологии

Основные мероприятия по оказанию ранней логопедической помощи:

  • возобновление речевого и физиологического дыхания, небно-глоточного смыкания;
  • постановка правильного звукопроизношения и артикуляции;
  • искоренение назальности в тембре голоса;
  • фиксация умения вербального общения;
  • формирование навыков звукоанализа и восприятия фонем;
  • профилактика дисграфии и дислексии;
  • тщательное наблюдение за общим развитием речи ребенка.

В процессе коррекции речевого дефекта необходимо следить за тем чтобы все терапевтические мероприятия проводились последовательно и систематично. Материал подбирается на основе наглядности и доступности для малыша. В обязанности логопеда входит контроль за направленностью воздушной струи, за расположением языка и лицевых мышц.

Самые результативные упражнения для коррекции ринолалии

В качестве терапевтических мероприятий применяют и специальный массаж (пальцевый для отдельных зон твердого неба и вибрационный для мягкого неба), дыхательную и артикуляционную гимнастику. Перечень самых результативных упражнений:

  • «Игла». Рот находится в закрытом состоянии, а язык касается до внутренней поверхности то правой, то левой щеки.
  • «Удав». Язык свернут трубочкой и неспешно высовывается изо рта. Число повторов: 7 раз.
  • «Часы». Рот находится в широко открытом состоянии, язык скручен трубочкой и выполняет движения по кругу.
  • «Метроном». Рот широко открыт, а язык передвигается из одного уголка рта в другой.
  • «Лиана». Язык свешен к подбородку и удерживается в этой позиции около пяти секунд.

В случае хирургического вмешательства, в послеоперационный период рекомендуется прибегнуть к услугам врача-логопеда. Он поможет нормализовать звукопроизношение с учетом новых анатомических условий.

Профилактические меры и дальнейший прогноз

При грамотно составленной и систематической коррекции речевого дефекта наблюдается ее положительная динамика. Факторы, которые влияют на успешность терапии:

  • своевременное начало лечения;
  • наличие/отсутствие других заболеваний;
  • степень компенсаторной возможности организма;
  • индивидуальные особенности личности малыша и уровень сохранности его интеллекта;
  • качество проведенных хирургических операций.

Следует помнить, что наибольшую роль в процессе выздоровления ребенка играют родители. Они должны быть готовы к созданию необходимого речевого окружения и трате большого количества времени и средств на нужды малыша.

Профилактическая мера заключается в том, чтобы начать оберегать своего ребенка от различных травмирующих факторов еще в период беременности. Будущей маме нужно отказаться от вредных привычек и следить за состоянием своего здоровья.

Детская ринолалия поддается лечению. Для этого следует обратиться к врачу как можно раньше. Не игнорируйте подозрительные симптомы у ребенка! Тщательное выполнение всех рекомендаций врача поможет получить от терапии положительный результат.

: Ринолалия, формирование речи

Источник: https://GorloNosik.ru/drugie-bolezni/vozniknovenie-rinolalii-u-detej.html

Хорошее самочувствие
Добавить комментарий