Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

Содержание
  1. Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация
  2. Аутизм и высокофункциональный аутизм
  3. Классификация
  4. Еще один медицинский спор
  5. Признаки. Физиологические отклонения
  6. Поведенческие отклонения
  7. Спекуляции вокруг аутизма
  8. Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?
  9. Высокофункциональный аутизм: особенности проявления у мужчин и женщин
  10. Признаки высокофункционального аутизма
  11. Почему им сложно?
  12. Как проявляется высокофункциональный аутизм
  13. Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин
  14. Интеллектуальные возможности таких женщин
  15. Эмоции
  16. Социальное общение
  17. ➊ Аутизм у взрослых мужчин и женщин. Признаки, формы, лечение
  18. Аутизм у взрослых
  19. Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.
  20. Признаки
  21. Формы недуга
  22. Реабилитация
  23. Рекомендации членам семьи аутиста
  24. Можно ли получить инвалидность
  25. Отзывы
  26. Выводы
  27. Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация
  28. Аутизм и высокофункциональный аутизм
  29. Классификация
  30. Причины аутизма, причины функционального аутизма
  31. Еще один медицинский спор
  32. Признаки. Физиологические отклонения
  33. Поведенческие отклонения
  34. Спекуляции вокруг аутизма
  35. Как помочь ребенку с функциональным аутизмом?

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификацияВысокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения.

Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм.

Как проявляется заболевание, какие споры и спекуляции ведутся вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70).

Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания.

Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином “расстройства аутического спектра”.

РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии. Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  1. При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  2. Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
  3. Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  4. У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  5. У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
  6. У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.

И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

Признаки. Физиологические отклонения

Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  2. Частые судороги.
  3. Слабый иммунитет.
  4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

Поведенческие отклонения

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
  4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
  7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

Спекуляции вокруг аутизма

На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников.

Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс.

Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не упоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Источник: http://fb.ru/article/282162/vyisokofunktsionalnyiy-autizm-harakteristiki-i-klassifikatsiya

Высокофункциональный аутизм: особенности проявления у мужчин и женщин

Высокофункциональный аутизм: особенности проявления у мужчин и женщин

2 Фев 2017 13:14 © Женская доля

Аутизм — врожденный недуг, возникающий в результате нетипичного развития головного мозга, определяющей чертой которого является очевидный дефицит социальных коммуникаций, общения, зацикленность интересов и действий. Проще говоря, аутист – человек живущий не в социуме, а «в себе».

Существует несколько классификаций аутизма. В одной из них болезнь подразделяют на «низко» – «средне» – и «высокофункциональный» аутизм.

Принято считать, что высокофункциональная форма аутизма снабжает человечество гениями, но так ли это? Насколько легко жить людям с таким диагнозом? И одинаково ли проявляется недуг у мужчин и женщин?

Признаки высокофункционального аутизма

Высокофункциональный аутизм отличают от классического наличием большего набора функций:

  • При классическом аутизме наблюдаются значительные речевые проблемы. Ребенок не говорит, не понимает значение слов и обращенную речь. Требуется сложная работа по обучению его простым вербальным коммуникациям. При высокофункциональном варианте может наблюдаться незначительная задержка речи. Затем ребенок овладевает нормальным словарным запасом.
  • Классический аутизм часто сопровождается задержкой умственного развития. При втором варианте – умственное развитие может быть даже выше нормы. Дети вовремя овладевают познавательными навыками, имеют достаточные знания об окружающем мире.

Если к совокупности симптомов не присоединяется гиперактивность, диагностировать аутичное расстройство могут ближе к школьному или даже к подростковому возрасту. Поведение детей не вызывает тревоги, поэтому некоторые несоответствия списываются на невоспитанность или индивидуальные особенности ребенка. И только растущие коммуникационные проблемы показывают, что ребенок – аутист.

Дети с классическим аутизмом, с набором низких функций на момент рождения и начала наблюдения при целенаправленной работе постепенно переходят в разряд высокофункциональных аутистов. Функции развиваются, если их подтягивают искусственно. Помогают специальные занятия и незначительное медикаментозное сопровождение, активизирующее мозговую деятельность .

Почему им сложно?

Глядя на людей с диагнозом «высокофункциональный аутизм», обычно замечают только их преимущества. Особенно после того, как была выдвинута гипотеза о том, что Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, а из женщин Вирджиния Вульф и Дерил Ханна относятся к их числу. На самом деле, все не так радужно. Справляться с жизнью аутистам значительно сложнее, чем остальным.

Несмотря на внешнюю кажущуюся приспособленность к окружающей среде, им так же тяжело взаимодействовать с миром, как и остальным аутистам. У них сходные реакции на кризисные ситуации, что нередко удивляет окружающих, думающих, что они имеют дело с обычными людьми. Реакции удивления и недоумения от коллег, близких и знакомых дополнительно травмируют человека с высокофункциональным аутизмом.

Эмоциональное развитие у них достаточное, поэтому они тяжело переживают моменты, когда оказываются не на высоте. Это приводит к депрессиям. Они страдают из-за трудностей на работе, сложностей в построении романтических отношений.

Как проявляется высокофункциональный аутизм

  • Сенсорная гиперчувствительность. Плохо переносят шум, звуки, столпотворение людей. Существует низкая, средняя и высокая сенсорная гиперчувствительность.
  • Социальная неловкость. Какая улыбка предназначается другу, а какая – понравившейся особе противоположного пола, как громко можно говорить в магазине, а как – на вечеринке, в какой ситуации стоит рассказывать о личных проблемах, а когда нужно держаться официально? Всего этого аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации.
  • Депрессивные расстройства и тревожность. Согласно данным статистики аутисты чаще, чем другие люди страдают от депрессии и тревожности. Ученые не могут пока сказать, случается это из-за особой организации мозговой деятельности или депрессия – следствие отвержения, стрессов, которые испытывают аутисты в повседневной жизни.
  • Трудности самоорганизации. Поставить цель, спланировать работу и сделать расписание таким людям тяжело. Исполнительные функции у них сильно хромают. Им трудно, например, обратить внимание, что заканчивается сахар, и купить его заранее. Поэтому для человека с аутизмом ведение домашнего хозяйства – сложная, порой, невыполнимая задача.
  • Эмоциональная нестабильность. Вопреки расхожему мнению, это очень эмоциональные люди. Они расстраиваются, когда случается неожиданная неприятность и реагируют взрывом эмоций. Высокофункциональные аутисты способны ориентироваться в предсказуемой ситуации. К ней они готовы и действуют разнообразно. А непонятные события вызывают у них панику и растерянность.
  • Неприятие сложных вербальных форм.Справляются с поставленной задачей, но испытывают трудности, пытаясь распознать речевые инструкции. Команда «Выйдите из кабинета и пригласите следующего» для них невыполнима. Они слышат только первую часть «выйдите из кабинета». Естественно, что такая особенность часто порождает проблемы в повседневной жизни.

Высокофункциональный аутизм по гендерным стереотипам является чисто мужским отклонением, но это не так.

Аутические расстройства встречаются и у женщин, но вот диагностирование их затруднено тем, что в социальной ситуации женщины камуфлируют ошибки, используя наблюдение и имитацию. Другими словами, испытывая патологический страх перед неправильным социальным поведением, они способны притворяться нормальными, копируя поведение других людей в той или иной ситуации.

Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин

  • Модной и красивой одежде аутистка предпочтет удобную – практичность превыше всего.
  • Не станет тратить время на замысловатую прическу, ограничиваясь простым расчесыванием, и, зачастую, не нуждается в макияже.
  • Может выглядеть эксцентрично, не понимая этого.
  • Голосовые, поведенческие навыки, а также внешний вид больше напоминают детские и не соответствуют реальному возрасту.
  • Невербальные функции гораздо более экспрессивны, чем у мужчин с ВФА.
  • Теряется в осознании собственной личности, беря за образец другие и воспроизводя их поведение.
  • Любимое занятие – уход от реальности в воображаемый мир, включающий в себя погружение в просмотр фильмов, чтение книг, компьютерные игры.
  • Создает для себя правила и неуклонно следует им: дисциплина, повторяющийся порядок действий, систематические привычки.
  • Зона комфорта – дом или любое удобное для контроля место.

Интеллектуальные возможности таких женщин

  • Если не диагностирован аутизм или СА (синдром Аспергера) в раннем детстве, то, возможно, девочка с высокофункциональным аутизмом принималась за особо одаренную, но замкнутую и стеснительную. Либо, напротив, могла иметь проблемы с успеваемостью.
  • Часто имеет остров гениальности (компьютеры, изобретения, определенная наука) или выдающийся талант (особенно в сфере искусств – музыка, живопись)
  • Кроме того, девочки, как правило, преуспевают в изучении иностранных языков, литературе, психологии.
  • В приобретении навыков, связанных с особым интересом, является успешной самоучкой.
  • Легко получает блестящее образование, которое всегда сопровождается социальными осложнениями во время учебы.
  • Может быстро и внезапно охладеть к занятию, взывающему сильнейший интерес до этого.
  • Свойственен высокий коэффициент интеллекта, но имеются проблемы с усваиванием информации из-за медленного восприятия.
  • Вербальной информации предпочитает письменную или схематичную.

Эмоции

  • Женщина с высокофункциональным аутизмом эмоционально неискушена, но очень впечатлительна.
  • Самые сильные эмоции для нее – страх и тревожное возбуждение
  • На интимный разговор о чувствах может выйти легче, чем мужчина с ВФА.
  • Возможны частые перепады настроения и нервные срывы, вплоть до маниакально-депрессивного психоза.
  • Крайне чувствительна к медицинским препаратам, иногда оказывающим на нее противоположный эффект.
  • При тревожном расстройстве неосознанно использует зацикленные движения: постукивает пальцами, топает ногой, подергивает волосы и т.п. Восторг проявляется примерно также: активные движения руками, подпрыгивания, хлопанье в ладоши.
  • Чрезвычайно склонна к истерикам, даже при посторонних, из-за эмоциональной перегрузки.
  • Не может мириться с несправедливостью и непониманием, реагируя на них приступом ярости.
  • После срыва может перестать говорить надолго, либо говорит монотонно и осипшим голосом.

Социальное общение

  • Часто ее высказывания и поступки не находят правильного понимания у окружающих.
  • Может умышленно казаться грубой и недружелюбной.
  • Как правило, женщина с ВФА исключительно стеснительна и немногословна, но, если тема вызывает острейший интерес, активно включается в разговор, воодушевленно рассказывая о достижениях в этом вопросе.
  • В особо остром или продолжительном социальном общении может истощиться и отключиться от перегрузки.
  • Предпочитает без особо важных причин не выходить из дома.
  • С трудом заводит подруг, т.к. не любит чисто женских занятий и разговоров.
  • Романтическим отношениям предпочитает одиночество, но, если вступает в отношения остается верной им навсегда.
  • В интимных отношениях, из-за сенсорных отклонений, либо получает невероятно острые ощущения, либо фригидна и крайне не любит секс.
  • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие. 

Таким образом, высокофункциональный аутизм и у мужчин, и у женщин, хоть и считается более легкой разновидностью, имеет свои сложности в адаптационном плане. Он все равно остается аутизмом. Это нужно учитывать близким, учителям и работодателям.

Источник: http://zhenskayadolya.ru/vysokofunktsionalnyj-autizm/

➊ Аутизм у взрослых мужчин и женщин. Признаки, формы, лечение

Аутизм – считается, часто данный недуг проявляет себя уже в раннем возрасте особенными внешними чертами, невозможностью общения или неадекватным поведением. Но порой случается, что аутизм у взрослых почти никак не проявляется, потому больные живут без конкретного диагноза на протяжении всей жизни.

Аутизм у взрослых

Аутизм относится к генетически обусловленным недугам, возникающим по причине хромосомных сбоев. Многие сопоставляют патологию с умственной недоразвитостью, отрешенностью больного и его бездейственностью. На практике все обстоит иначе.

Среди аутистов очень много талантливых и выдающихся личностей. Столь неправильное восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих.

В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.

Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.

Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств.

По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых.

Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр.

Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью.

Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные.

Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.

Статья в тему:  Причины аутизма у детей и признаки детского аутизма

Признаки

При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.

Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.

Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:

  1. Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
  2. Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
  3. Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
  4. Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
  5. Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
  6. При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
  7. Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
  8. Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
  9. Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
  10. К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
  11. Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
  12. Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.

У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.

Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного.

Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы.

Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.

Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.

Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.

Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.

Формы недуга

Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:

  • Синдром Каннера. Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
  • Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
  • Синдром Ретта. Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
  • Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
  • Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.

Статья в тему:  Подробное описание всех видов и классификация аутизма

Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.

Реабилитация

Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.

Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.

В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.

Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.

В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему:  Как оформлять инвалидность по аутизму

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Выводы

Аутизм поддается коррекции при правильном подходе. Не существует специального лекарства, способного избавить пациента от характерных проявлений патологии. Но как жить взрослому с аутизмом.

Помочь больным все же возможно. Посредством медикаментозных препаратов и поведенческого направления терапии можно существенно сократить риски возникновения психических расстройств, панических или агрессивных приступов.

При сложной форме заболевания, близким нужно позаботиться о попечении и уходе, причем пожизненном, подобрать наиболее оптимальную программу, по которой пациент будет жить и заниматься.

Если же патология протекает в легкой форме, то больному понадобятся коррекционные занятия, где он обучится социализации, к примеру, перестанет пугаться окружающих, научится здороваться при встрече и интересоваться чувствами окружающих, а также сможет нормально выражать свои эмоции и чувства.

Такие аутисты вполне могут обучиться навыкам общения в трудовом коллективе, что даст им возможность нормально работать.

Источник: https://autizmy-net.ru/12-priznakov-autizma-u-vzroslyih/

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификацияВысокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие таких детей зависит в основном от настойчивости и старания их окружения.

Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм.

Как проявляется заболевание, какие споры и ведутся спекуляции вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушение развития головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и трудности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70). Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и часто имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по етиопатогенетическим факторов. Это означает, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания.

Поскольку клинические проявления всех типов аутизма похожи, их выделили в единую группу, которую назвали термином “расстройства аутистического спектра”.

РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Причины аутизма, причины функционального аутизма

Несмотря на то, что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии.

Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает аутизм единственная причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, это разные причины, которые действуют на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом. Причины функционального аутизма также не установлены.

Одно из последних исследований в этой области выявило возникновения структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – синдром Аспергера. Они утверждают, что это различные заболевания со схожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  • При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  • Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучше конгниктивное функционирования, чем при ВФА.
  • Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  • У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  • У пациентов с ВФА менее дефицит невербальных способностей.
  • У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.
  • И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

    Признаки. Физиологические отклонения

    Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились в больших групп пациентов различными учеными, которые заметили определенную закономерность. К физиологическим признакам, что часто встречается у детей с ВФА, можно отнести:

  • Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  • Частые судороги.
  • Слабый иммунитет.
  • Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  • Нарушение функционирования поджелудочной железы.
  • Поведенческие отклонения

    Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  • Проблемы с речью. До года дети почти не гулят до двух лет словарный запас не больше 15 слов, три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использования личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  • Слабый или полностью отсутствует эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  • Сложности социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты испытывают бессознательный страх или тревожность.
  • Всплески агрессии. Любое недовольство вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  • Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  • Узкая сфера интересов. Способность достичь результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое дело.
  • Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгим распорядком. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Преодолеть агрессию в этом случае бывает очень сложно.
  • Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку учиться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

    Спекуляции вокруг аутизма

    На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников.

    Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс.

    Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не вспоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

    Как помочь ребенку с функциональным аутизмом?

    Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения.

    Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

    Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  • Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли о смене привычного режима.
  • Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с функциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Это может быть определенный цвет, звук, или действие. Защитите аутиста от раздражающих факторов.
  • Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА достаточно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  • Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  • Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усугубит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.
  • Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с функциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном мире.

    Источник: http://stomatlife.ru/medicina/vysokofunkcionalnyy-autizm-harakteristiki-i-klassifikaciya.html

    Хорошее самочувствие
    Добавить комментарий